Спасибо, что заглянули в гости!

Данная страница отражает направление коррекционно-развивающей работы по образовательной программе специального образования на уровне дошкольного образования для детей с нарушениями зрения –

"Развитие познавательной деятельности".



Что означает развитие познавательной деятельности?

Мир, окружающий ребёнка с рождения, сложный и многогранный. Чтобы жить в таком мире, маленькому человеку нужно научиться разбираться в качествах и свойствах предметов, в их предназначении, разнообразных явлениях. Ребёнок нуждается в знаниях, с помощью которых он познакомится с явлениями жизни, доступными для его понимания, осознает, что такое труд.
Ежедневно дошкольник узнаёт что-то новое. Нередко методом проб и ошибок, старается всё узнать, понять, запомнить.

Развивать познавательную деятельность - значит способствовать формированию сознательных действий, которые направлены на приобретение определенных знаний и сведений об особенностях и объектах реальной жизни.


Еще Лев Семенович Выготский заметил, что чем больше дети видели, слышали и переживали, тем больше они узнали и усвоили.

Если мы хотим воспитать интеллектуально развитую личность, то нужно создавать условия для её саморазвития.

Развивать познавательную деятельность у детей нужно для активизации у них любознательности, пытливости и повышения интереса ко всему окружающему.
Познавательная деятельность направлена на:
  • получение новых знаний, их усвоение
  • овладение необходимыми умениями и навыками
  • появление навыка воспроизводить и применять полученные знания.
 Детям дошкольного возраста присущ высокий интерес ко всему происходящему вокруг. Ежедневно на их пути встречаются новые предметы, которые ребятишки сравнивают, узнают названия, стремятся запомнить их. Поддерживая интерес детей ко всему новому, можно всё время стимулировать их познавательную активность.
Взрослый, являясь проводником в мир предметов и явлений, рассказывает ребенку о назначении предметов и явлений: из области природы, деятельности, вещей. Так ребенок получает необходимые знания обо всём с ранних лет и, проявляя любопытство, саморазвивается.

Познавательная деятельность ребёнка предполагает развитие его мышления, восприятия, речи и понимания её, формирование умения обобщать, и других сфер.

Мышление — это не только размышления вслух при помощи слов, а любой психический процесс, который направлен на решение человеком стоящих перед ним задач.

Рекомендации по развитию мышления:

  • Занимайтесь творчеством. 
    Рисование, лепка, игры с конструктором положительно влияют на развитие образного мышления ребёнка. А образное мышление — базис для логического вида мышления.


  • Учите ребёнка рассуждать. Стройте с ребёнком логические цепочки — так он увидит, как связаны между собой предметы, явления и действия.

  • Занимайтесь математикой.
    Арифметические задачи отлично развивают способности логически мыслить.





  • Обогащайте словарный запас ребёнка. И бытовая лексика, и научные (учебные) понятия помогут ребёнку совершенствовать мыслительный процесс.

Речь и умственные способности ребёнка взаимосвязаны. Поэтому, желая активизировать познавательную деятельность ребёнка, необходимо заняться развитием его речи.

Развивая речь ребёнка с помощью разных методик, следуйте правилам:

  • говорите с ребенком не спеша, чётко, используя короткие фразы
  • ежедневно читайте ребенку и описывайте иллюстрации
  • развивайте речь ребенка в игровой форме
  • не сюсюкайте, так как речь взрослых — ориентир для подражания

В развитии познавательной деятельности большую роль играет формирование функции обобщения.
Функция обобщения заключается в умении сравнивать предметы, действия, явления, а также находить общий признак для них.
Нужно научить ребёнка узнавать предметы, которые ему знакомы, различать их между собой, находить сходство. Например, сначала мама может показывать ребёнку предметы, которые одинаково называются, но имеют разный внешний вид: к примеру, кукла большая и маленькая, тарелка круглая и овальная и т. д.
Далее необходимо сравнивать предметы, объединенные по общему родовому признаку: например, те же игрушки, только брать уже разные предметы: куклу и машинку (чем отличаются? чем похожи?)

Неотъемлемой частью познавательной деятельности является развитие зрительного и слухового восприятия (о развитии зрительного восприятия можно узнать, перейдя по подчеркнутой ссылке).

Развитие слухового восприятия происходит в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие окружающих звуков (физический слух) - это улавливание на слух и дифференциация различных звуков окружающего мира (звуки природы, шум транспорта, музыка и другие), с другой – восприятие звуков человеческой речи (фонематический слух).

Гуляя на детской площадке или в парке, обращайте внимание ребенка на звуки природы (шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды, раскаты грома во время грозы и др.), голоса животных и птиц.
Когда дети научатся хорошо различать это звуки с опорой на зрение (слышат звук и одновременно видят источник звука), предложите им определить их источник с закрытыми глазами. Например, когда на улице идет дождь или шумит ветер, скажите: «Закрой глаза и послушай, какая погода на улице». Подобным образом можно определять звуки в доме – тиканье часов, скрип двери, шум воды в трубах и другие.
Развитие познавательной активности дошкольников основывается на интересе и осознанности. Успешное изучение окружающей действительности возможно только тогда, когда ребенок удивлен, заинтригован, увлечен.

Дети готовы постигать мир. Однако развитие познавательной сферы дошкольника требует определенных усилий со стороны взрослых.

Чтобы ребенок впоследствии стал интеллектуально развитой личностью, следует помнить о таких правилах:

1. Самостоятельность ребенка или совместная с взрослым деятельность.
Важно подключать детей к процессу, давать пробовать свои силы. Они не должны быть сторонними наблюдателями.


 2.Разговор, ответы на вопросы. Необходимо общаться с ребенком, рассуждать вслух, разъяснять свои мысли, называть окружающие объекты. В дошкольный период все дети почемучки, и от их вопросов нельзя отмахиваться. Если нет возможности пояснить сразу, можно предложить вместе выяснить этот момент попозже.

3. Интерес к мнению ребенка.
Следует постоянно задавать ребенку вопрос «Как ты считаешь/думаешь?». Его ответы выслушивать внимательно и без иронии.


4. Организация совместных опытов и наблюдений, которые обогащают внутренний мир ребёнка, совершенствуют умственную деятельность, речь, внимание, память, восприятие, а также учат правильно обобщать и делать выводы.

5. Разнообразие досуга. С дошколенком желательно больше путешествовать, гулять, посещать различные детские мероприятия. Также важно показывать ему интересные вещи, читать книги, рассказывать истории. Если в дом приходят гости, лучше не отсылать малыша в другую комнату, а разрешить пообщаться с ними.


6. Эмоциональная поддержка. За все начинания и исследования ребенка следует хвалить, а его самостоятельность и инициативу поощрять.

Если следовать этим правилам, а также помнить о важности процесса изучения мира для малышей, то развитие познавательной деятельности дошкольников будет проходить в правильном русле, а интерес к освоению окружающей жизни не пропадет. И родителям впоследствии не придется переживать из-за того, что у их взрослого чада отсутствует самостоятельность, увлечение и желание чему-то учиться.

Среди форм, направленных на поддержание познавательного интереса детей, можно выделить:

1.   Сюжетные и ролевые игры — отражают впечатления малыша об окружающем мире, актуализируя происходящие явления и события; формируют направленность познания детей.
2.   Экскурсии — предоставляют возможность знакомства детей с богатством и разнообразием мира, учат находить связи, расширяют познавательные интересы.
3.   Занятия с конструкторами — стимулируют познавательное начало в ребёнке.
4.   Экспериментирование и опыты — учат детей преобразовывать окружающую его действительность, осознавать процессы, создавать нечто новое; в процессе такой деятельность развиваются аналитические способности.
5.   Коллекционирование — направлено на поддержку индивидуальных познавательных интересов детей.
6.   Конкурсы, викторины и прочие развлечения — прекрасный способ использовать свои знания, проявить изобретательность и находчивость, а успех поддержит познавательный интерес ребёнка.

Каждая из этих форм имеет своё предназначение. При выборе какой-либо формы нужно учитывать возраст ребёнка, его индивидуальные особенности и темп развития. Использование этих форм позволит строить познавательную деятельность ребёнка гармонично.

Занимаясь совершенствованием познавательной деятельности с ранних лет, вы заложите хорошие основы для развития личности, которая самостоятельно мыслит, способна предложить новые идеи и эффективно внедрить их в жизнь.



Ссылка на использованные материалы: http://paidagogos.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий